Речевые игры по теме "Море, морские обитатели"

 

Речевые игры по теме: «Море, морские обитатели»

Физминутка «Море»

Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в

форме шапочки)

Двигаются навстречу друг другу. Скрестить ладони рук, широко

расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног (Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог!

 

Артикуляционная гимнастика «Морское путешествие»

Решил как-то язычок отправиться в морское путешествие.

Подошел он к морю, а море волнуется, волны перекатывает.

Упражнение «Маляр» (рот открыт, язык поднят вверх, кончиком языка проводим по нёбу вперед-назад - 10 раз);

Решил язычок кораблик построить.

Упражнение «Парус» (рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна, язык поднят и обхватывает верхнюю губу. Удержать позу до счета «3» -10 раз);

Вдруг подул ветер.

Упражнение «Фокус» (язык - в предыдущее положение. Из этого положения подуть на нос 10 раз);

И поплыл кораблик.

Упражнение «Чашечка» (держа язык в предыдущем положении, отодвинуть его от губы, удержать позу до счета «3-4-5»- 10 раз).


 

1.      1«Назови ласково»

Краб –

Креветка –

Дельфин –

Черепаха –

Морской конёк –

Медуза –

Осьминог –

Акула –

 

2.     2«Что лишнее?»

Акула, кит, дельфин, ёрш

Плавники, шерсть, чешуя, жабры

Океан, море, река, аквариум

Акула, мурена, щука, меченосец

Морская звезда, морской конёк, морская волна, морской ёж

 

3.     3 «Дружная семейка или слова-родственники» (можно выделить слова, которые ребенок назвал, и дописать те, которые он вспомнил сам)

Рыба: рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…

Море: военно-морской, заморский, лукоморье, мореплаватель, мореход, мореходка, морской, моряк, морячка, черноморский…

 

4.     4«Чей, чья, чьё, чьи?»

У акулы зубы чьи? – …

У дельфина плавники чьи? – …

У черепахи панцирь чей? – …

У краба клешни чьи? – …

У осьминога голова чья? – …

У медузы щупальца чьи? – …

У кита ус чей? – …

 

5.     5«Подбери рифму»

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!,

Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась……………………… рыбалка


6. Загадки

Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит —

Так приветствует всех… (кит)

 

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской… (конёк)

 

Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)

Этот зверь живёт в морях,

Рыбой не является,

В стае плавает всегда,

Как он называется? (Дельфин)

 

Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно – пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)

В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь. (Медузы)

Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог)

Ползет в море паук —

Восемь ног, пара рук.

В руках клешни,

В глазах — испуг. (Краб)

 

Проплываем не тревожась,

Хоть и рядом рыбаки.

Рты свои закрыть не можем,

Слишком зубы велики. (Мурена)

 

Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)



8. «Составь рассказ» (выбрать с ребенком одного морского обитателя и составить рассказ по схеме)





Комментарии